Warning: mysql_numrows(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in /var/spool/ftpusers/cimpo/header.php on line 48

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/spool/ftpusers/cimpo/header.php:48) in /var/spool/ftpusers/cimpo/header.php on line 352

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/spool/ftpusers/cimpo/header.php:48) in /var/spool/ftpusers/cimpo/header.php on line 353

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/spool/ftpusers/cimpo/header.php:48) in /var/spool/ftpusers/cimpo/header.php on line 354

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/spool/ftpusers/cimpo/header.php:48) in /var/spool/ftpusers/cimpo/header.php on line 355
Междисциплинарный интегрированный семинар-стажировка для учителей биологии, географии, экологии, начальной школы по теме: «Система оценки достижений метапредметных результатов на примере предметов естественнонаучного цикла (биология, география, экология, окружающий мир)» :: Новости центра - ЦИМПО
авторизация на сайте
  Сведения об образовательной организацииПолезные ссылкиОбратная связьКарта сайта  
 

2017 год экологии в России!

Новости центра

На главную » 

Междисциплинарный интегрированный семинар-стажировка для учителей биологии, географии, экологии, начальной школы по теме: «Система оценки достижений метапредметных результатов на примере предметов естественнонаучного цикла (биология, география, экология, окружающий мир)»

Междисциплинарный интегрированный семинар-стажировка для учителей биологии, географии, экологии, начальной школы по теме: «Система оценки достижений метапредметных результатов на примере предметов естественнонаучного цикла (биология, география, экология, окружающий мир)» для учителей биологии, географии, экологии, начальной школы организован муниципальным казённым учреждением города Иркутска «Информационно-методический центр развития образования» (МКУ «ИМЦРО») в МБОУ СОШ №34 29.03.2017 г.

Всего присутствовало: 128 участников из 56 образовательных организаций г. Иркутска, в т.ч. 46 студентов –географов кафедры «Географии, БЖД и методики» ЕГФ ПИ ИГУ.

Цель стажировочного семинара: представить опыт работы и мастер-классы в условиях преемственности реализации ФГОС естественнонаучной области знаний, направленных на проблему оценивания результатов обучения в современной системе образования при формировании универсальных учебных действий учащихся.

Задачи:

- познакомиться с проблемой оценивания результатов обучения в современной системе образования;

- рассмотреть модули оценивания метапредметных результатов;

- проанализировать преемственность в системе оценки достижений метапредметных результатов на примере предметов естественнонаучного цикла. 

Целевая аудитория: учителя начальной школы, биологии, географии, экологии.

Ожидаемый результат: в ходе семинара-стажировки педагоги, заслушав в пленарной части сообщения из опыта работы пилотной площадки МБОУ СОШ г. Иркутска №34 по введению ФГОГ и посетив четыре мастер-класса по циклическому принципу (каждый участник семинара посетит все мастер-классы), приобретут опыт не только организации современного урока в условиях реализации ФГОС, но и организацию системы оценки достижений метапредметных результатов.

Салаева Светлана Николаевна, заместитель директора по УМР МАОУ СОШ №34 г. Иркутска начала свой доклад «Современные подходы к оцениванию результатов обучения: проблемы, пути решения» со слов В.А. Сухомлинского «Нельзя ловить учеников на незнании, надо добиться, чтобы они узнали, поняли, справились с работой, и лишь тогда ставить отметку; отметка не может быть наказанием, средством принуждения, угрозой, отметка всегда говорит об успехе… . Нельзя допускать, чтобы оценка превращалась для ребенка в путы, сковывающие его мысль».

C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков. Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи. Рассмотрим некоторые недостатки старой системы оценивания. Она давно уже не пятибалльная, а четырехбалльная или, даже, трехбалльная: мы можем выставить отметки «5», «4», «3», «2». Зачастую отметка «4» – это и почти «5», и почти «3». А отметку «3» мы часто выставляем там, где нужно ставить «2».

Что же принципиально нового вносит ФГОС в систему оценивания? Конечная оценка в виде «5-бальной шкалы» осталась прежней, изменились, прежде всего, подходы к оцениванию, его методика. Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой и представляет собой комплексный процесс: по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания; по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания: спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов; обеспечить обратную связь; оценить степень достижения намеченных целей, а также как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями; предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов. Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении текущих и итоговых отметок, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.
Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо перейти от авторитарности и принуждения, присущих традиционным формам и методам оценки, к совместной деятельности с обучаемыми по повышению качества результатов обучения. В этом случае критерии оценивания того или иного задания разрабатываются вместе с учениками до начала работы над заданием. При таком условии каждый ученик знает, что от него ждет учитель и, скорее всего, будет стремиться оправдать эти ожидания. В условиях, когда образование ориентировано на развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся, система традиционной оценки не в состоянии создать условия для индивидуального развития школьника. Нельзя не согласиться с П.Груздевым, который писал: «Оценка - очень важное средство воспитания у детей способности к самооценке, без преувеличения своих заслуг и достоинств, без зависти и недоброжелательности к более сильным товарищам, способности к нравственно достойному признанию своих недостатков без каких-либо душевных надломов».

Сегодня в качестве инновационных средств необходимо активнее использовать тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио, которые позволяют установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Современные подходы к системе контроля и оценивания учебной работы школьника не могут ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Они ставят более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Ученые Санкт-Петербурга предлагают следующий подход к построению системы контроля: «…Система оценки должна иметь банк оценочных материалов, по крайней мере, для пяти ступеней внутришкольного контроля: на входе в начальную школу, на входе в основную школу, на рубеже 11-12 лет (середина основной школы), при завершении основой школы, при завершении старшей школы». Для каждой ступени разрабатываются материалы, позволяющие оценить уровень сформированности ключевых компетенций, характерных для данного возрастного интервала.

Гриднева Ольга Викторовна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 34 в докладе «Модели оценивания метапредметных результатов на уровнях основного и среднего общего образования» обозначила следующие важные моменты.

Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приемы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приемами, то он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира. Сущность процесса оценивания, как отмечает Ш. Амонашвили, состоит в том, чтобы «выявить и сравнить на том или ином этапе обучения результаты учебной деятельности с требованиями, заданными программой». При всей сложности оценочных процедур их использование оправдывает цель оценивания - получить информацию для того, чтобы наилучшим образом наметить пути совершенствования учебной деятельности школьника, способствовать его активному включению в процесс обучения, эффективному осуществлению им учебной деятельности. Однако хочется подчеркнуть, что личностные и метапредметные образовательные результаты не отменяют предметных. Предметные области знаний, кроме своего непосредственного предназначения, служат и тем полем, на котором происходит развитие и метапредметных, и личностных компетенций школьника. Все три группы образовательных результатов формируются и оцениваются в комплексе, дополняют, поддерживают и обогащают друг друга. Школьная система оценивания должна выполнять, как минимум, следующие функции:   - осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая учителю информацию о том, достиг он или нет поставленных педагогических целей, а ученику - информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и в ряде случаев, - о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание;

- обеспечивать положительную мотивацию учебно-познавательной деятельности обучающихся (в этом плане важно использовать оценку как форму поощрения, а не наказания), сосредотачивая внимание в большей степени на продвижении и даже незначительных успехах учащихся, нежели на том, чего они не знают или не сумели достичь. Оценка должна ориентировать ученика на успех.
Основные принципы построения системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС:

Ориентация на деятельностный подход: главный критерий успешности освоения учебных предметов – не знания «в чистом виде», а «готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач».

Включение в оценочную деятельность самих обучающихся, приобретающих предусмотренные стандартом навыки самооценки и взаимооценки.

Критериальное оценивание (закрепление отслеживаемых в ходе оценочных процедур критериев достижения каждого из планируемых результатов).

Накопительное оценивание - оценка, наряду с конечными (итоговыми) результатами, динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся → необходимость использования накопительного оценивания (портфель учебных достижений).

Разнообразие форм оценивания, выбор которых определяется конкретным этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, получением информации (в т.ч. - сочетание стандартизированных и нестандартизированных: наблюдения, устные ответы, проектная деятельность и другие формы оценивания).

В практической части стажировочного семинара состоялись мастер-классы по циклическому принципу (каждый участник семинара посетил все мастер-классы).

Яковлева Алина Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №34 продемонстрировала формирование метапредметной оценки результатов через проектную деятельность на уроках окружающего мира.

Зырянова Елена Михайловна и Баранова Елена Кузьминична, учителя биологии МБОУ СОШ №34 представили текст как инструмент оценивания метапредметных компетенций на уроках биологии.
Пикерская Юлия Сергеевна, учитель географии МБОУ СОШ №34 продемонстрировала формирующее оценивание как основу анализа результатов проектной деятельности на уроках географии.
Кунаева Лариса Зиновьевна  и Кузьмина Наталья Ивановна, учителя географии Лицей №36 ОАО РЖД раскрыли суть смыслового чтения (разбор комплексных контрольных работ по географии в 5-6 классах).

В завершении работы междисциплинарного интегрированного семинар-стажировки для учителей биологии, географии, экологии, начальной школы по теме: «Система оценки достижений метапредметных результатов на примере предметов естественнонаучного цикла (биология, география, экология, окружающий мир)» для учителей биологии, географии, экологии, начальной школы все присутствующие учителя и студенты искренне благодарили за предоставленную возможность познакомиться с опытом становления системы педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС; с проблемой оценивания результатов обучения в современной системе образования; рассмотреть модули оценивания метапредметных результатов; проанализировать преемственность в системе оценки достижений метапредметных результатов на примере предметов естественнонаучного цикла. На мастер-классах были представлены различные модели проектной деятельности, раскрыта суть смыслового чтения на примерах разбора комплексных контрольных работ по географии в 5-6 классах.

Резюмируя высказывания учителей, можно сказать кратко: Большое спасибо! Содержательный семинар. Представлен большой творческий труд учителей.

Применяемые технологии: технология критического мышления (чтение-письмо); модульная технология, проблемное обучение; технология учебно-игровой деятельности, проблемно-диалогическая технология, личностно-ориентированные и здоровье-сберегающие технологии, ИКТ-технологии, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества; метод проектов.
Применяемая система оценки метапредметных результатов: бальная система оценки; метапредметные промежуточные и итоговые контрольные работы; тестирование, групповые проектные работы, карты наблюдений, карты мониторинга, листы самооценки, накопительное портфолио учеников; уровневая; комплексная накопительная 3-бальная система результатов уроков и тем курса, самооценка, оценивание в группах.

Методические затруднения: соблюдение структуры урока в рамках ФГОС (не хватает времени); анализ обобщения результативности в соответствии с ФГОС; недостаточно методической литературы для работы с новыми ФГОС-овскими учебниками; недостаточно методических разработок по обобщению практического опыта работы.

На основании методических разработок, представленных участниками стажировочного семинара принято решение обобщить опыт педагогов в электронном сборнике «Система оценки достижений метапредметных результатов на примере предметов естественнонаучного цикла (биология, география, экология, окружающий мир)».





Ответственный исполнитель методист МКУ «ИМЦРО» Л.А. Аптекина

 

Поиск по сайту:





Система Orphus