дата проведения

Космическая одиссея

городской конкурс по астрономии

Место проведения:

Участники: учащиеся 7-8 классов


ОписаниеПоложение

Вопросы для первого тура муниципальной квест - игры « Космическая Одиссея»:

1) Свою деятельность он характеризовал весьма скромно:

Не знаю, чем кажусь я миру. Но себе я представляюсь ребёнком, который играет на берегу моря и собирает гладкие камни и красивые раковины, меж тем, как великий океан глубоко скрывает истину от глаз его...

Однако, на его могильной плите современники написали:

... Впервые объяснил Помощью своего математического метода
Движение и формы планет, Пути комет, приливы и отливы океана.
Он первый исследовал разнообразие световых лучей.
И проистекающие отсюда особенности цветов,
Которых до того времени никто даже не подозревал
Прилежный, проницательный и верный истолкователь
Природы...
Кто был этот учёный, и какой вклад в астрономию он внёс?

2) В 1781 году В. Гершель наблюдал интересный небесный объект: «Во вторник 13 марта между 10 и 11 часами вечера, когда я изучал слабые звёзды в соседстве с η Близнецов, я заметил одну, которая выглядела большей, чем остальные. Удивлённый её необычным размером, я сравнил её с η Близнецов и небольшой звездой в квадрате между созвездиями Возничего и Близнецов и обнаружил, что она значительно больше любой из них. Я заподозрил, что это комета. Угловой размер диска объекта в течение следующих недель возрастал, поэтому Гершель сделал вывод, что объект приближается к Земле. Какое астрономическое тело открыл Гершель? Почему он принял его за комету?

3) Нейл Армстронг рассказывал о передвижении американских астронавтов по поверхности Луны: Были использованы три способа движения вперёд: хождение, подскоки при ходьбе и бег вприпрыжку. Хождение использовалось для обычных операций около лунной кабины и для переноски грузов. Скорость хождения не превышала полуметра в секунду. При больших скоростях космонавт, делая шаг , как бы взлетал вверх. При беге вприпрыжку он обеими ногами одновременно отталкивался от поверхности.
Последний способ оказался наиболее эффективным при передвижении на большие расстояния, так как достигалась скорость 1—1,5 метра в секунду, а на отдельных участках до 2,0 метра в секунду. Почему передвижение по Луне посредством обычной ходьбы оказывалось столь медленным? Почему передвижение путём прыжков дало наибольшую скорость?

4) Как известно, Галилей с помощью телескопа одним из первых открыл пятна на Солнце. Объясните, каким образом он мог наблюдать поверхность Солнца в свой телескоп, имевший в качестве окуляра отрицательную линзу. Существует версия, что к старости Галилей ослеп от того, что смотрел на Солнце глазом в окуляр. Согласны ли вы, что для него это был единственный способ наблюдать солнечные пятна?

5) В ночь с 20 на 21 августа 1885 г. в центре Туманности Андромеды появилась яркая оранжевая точка. Астрономы сначала приняли это за возгорание новорождённой звезды в недрах газовой туманности, каковой считалась тогда Туманность Андромеды. Известно даже, что Э. Хартвиг из обсерватории Дерптского университета (ныне г.Тарту, Эстония), первым обнаруживший эту вспышку, воскликнул: «В этой туманности уже есть центральное солнце!». У исследователей переменных звёзд объект получил обозначение S And. Значительно позже стало известно, что это была вспышка сверхновой. Учитывая, что расстояние до этой галактики 690 кпк, оцените, когда взорвалась звезда.

6) Кто и каким образом впервые установил наличие во Вселенной систем разного порядка?

7) Кто в античные времена высказывал идеи, созвучные гипотезе Большого взрыва?

8) Французский астроном, математик и физик П. С. Лаплас (1749—1827) обратил внимание на поразительные совпадения в Солнечной системе: движение всех планет, вращение Солнца, Земли, Марса, обращение спутников около своих светил - всё это совершается в одном направлении; все планетные орбиты мало отличаются от окружностей. Со всеми ли выводами Лапласа можно согласиться? Каков космогонический аспект заключения учёного.

9) Какой сосуд дал имя наиболее распространённой детали рельефа на поверхности многих тел Солнечной системы?

10) Галилей писал в своём «Звёздном вестнике»:

Из наблюдений, неоднократно повторённых, мы пришли к заключению, что поверхность Луны не гладкая и не ровная и не в совершенстве сферическая, как полагал в отношении её великий легион философов, а напротив того, неровная, шероховатая, испещрённая углублениями и возвышенностями, наподобие поверхности Земли.

Почему Галилей опровергает мнение именно философов, а не астрономов? В какие фазы Луны скорее всего проводил наблюдения Галилей, учитывая, что он пришёл к приведённым выше выводам относительно поверхности Луны?

11) История изобретения телескопа?

12) Что такое один световой год?

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения и условия организации городского конкурса по астрономии «Космическая одиссея» для учащихся 7-8 классов (далее – Конкурс).

1.2. Организация проведения Конкурса осуществляется департаментом образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска, координатором Конкурса является муниципальное казенное учреждение города Иркутска «Информационно-методический центр развития образования» (далее – МКУ «ИМЦРО»).

1.3. Целью Конкурса является выявление одаренных учащихся в области естественнонаучных дисциплин.

Задачи Конкурса:

  • активизация интеллектуального потенциала талантливых школьников г. Иркутска;
  • повышение интереса и развитие мотивации к изучению астрономии.

2. Участники Конкурса

2.1. К участию в Конкурсе приглашаются учащиеся 7-8 классов общеобразовательных организаций г. Иркутска.

3. Сроки и порядок проведения Конкурса

3.1. Сроки проведения Конкурса: с 29 марта 2019 года по 12 мая 2019 г.

3.2. Конкурс проводится в два этапа:

Первый этап (отборочный) – заочный, проводится с 29 марта 2019 года по 17 апреля 2019 года. Целью заочного этапа является отбор команды, которая будет представлять округ г. Иркутска на втором (очном) этапе Конкурса.

Второй этап – очный, проводится в форме интеллектуального квеста по астрономии «Космическая одиссея» 12 мая 2019 года в 14.30 ч. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 35 (м-н Первомайский, 57).

3.3. Экспертную оценку конкурсных работ осуществляет жюри Конкурса, в состав которого входят: представители МКУ «ИМЦРО», педагогические работники образовательных учреждений г. Иркутска. Состав жюри Конкурса утверждается приказом начальника департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.

3.4. Порядок проведения этапов Конкурса.

3.3.1. Первый (отборочный) этап предполагает письменное выполнение заданий участниками Конкурса и предоставление их для проверки экспертной комиссии Конкурса. Задания первого этапа размещаются 29 марта 2019 года на сайте координатора Конкурса: http://cimpo.irkutsk.ru/, в разделе все теги/ учащиеся/ Городской конкурс по астрономии «Космическая одиссея» для учащихся 7-8 классов, выставляются задания заочного этапа.
Выполнение заданий первого (отборочного) этапа Конкурса осуществляется в письменной форме каждым участником Конкурса индивидуально. Задания выполняются в соответствии с порядком их размещения на сайте Координатора, нумеруются, текст задания не переписывается. При полном совпадении ответов участников из одной образовательной организации, участники данной образовательной организации отстраняются от участия в очном туре.
Конкурсные работы, выполненные с использованием технических средств (в печатном виде) на отдельных листах, не проверяются жюри Конкурса.
Конкурсные работы первого (отборочного) этапа принимаются в МКУ «ИМЦРО» до 16 апреля 2019 года (включительно) по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 26, каб. 7 (понедельник – пятница, с 09.00 до 17.00).

Жюри Конкурса 17 апреля 2019 года в 16.00 ч. осуществляет проверку конкурсных работ отборочного этапа Конкурса по округам, места проверки работ Конкурса: МБОУ СОШ №53 (Ленинский округ); МБОУ СОШ №35 (Свердловский округ); МОУ лицей №3 (Правобережный округ); МОУ Гимназия №44 (Октябрьский округ).

По окончании проверки конкурсных работ выстраивается рейтинг участников, набравших наибольшее количество баллов в каждом округе г. Иркутска. На основании рейтинга жюри первого (отборочного) этапа формирует состав команды из семи участников Конкурса. Команда представляет округ г. Иркутска на втором (очном) этапе Конкурса. При размещении участников из одной образовательной организации на одинаковых позициях рейтинга, представителями образовательной организации выбирается один участник, который входит в состав команды округа.

3.3.2. Второй этап предполагает очное участие 4 команд участников Конкурса в интеллектуальном квесте по астрономии «Космическая одиссея». Координатор Конкурса осуществляет регистрацию участников второго (очного) этапа Конкурса в день проведения этапа. Жюри Конкурса по итогам второго этапа Конкурса определяет команду–победителя. Победителем городского конкурса по астрономии «Космическая одиссея» среди учащихся 7-8 классов становится команда, набравшая наибольшее количество баллов в очном этапе.

4. Подведение итогов

4.1. Подведение итогов Конкурса и награждение победителей осуществляется в день проведения второго (очного) этапа Конкурса.

4.2. Участники команды, победившей во втором этапе, награждаются дипломами победителя Конкурса первой степени. Участники команд, занявших второе, третье и четвёртое места во втором этапе Конкурса, награждаются дипломами лауреатов конкурса.

Читайте также:

Министерство образования РФ
Министерство образования ИО
Департамент образования Администрации Иркутска
Администрация Иркутска