дата проведения

Проектная деятельность как реализация требований ФГОС при формировании метапредметных результатов

междисциплинарный интегрированный семинар-стажировка

Место проведения: МБОУ г. Иркутска СОШ №66

Участники: учителя биологии, географии, экологии, начальной школы, педагоги дополнительного образования


Описание

Междисциплинарный интегрированный семинар-стажировка для учителей биологии, географии, экологии, начальной школы, дополнительного образования по теме: «Проектная деятельность как реализация требований ФГОС при формировании метапредметных результатов» состоялся 1 ноября 2018 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ №66, на котором присутствовало более 200 учителей биологии, экологии, географии, начальной школы, ПДО, включая 30 будущих педагогов-студентов пятикурсников педагогического института ИГУ. Семинар по данной актуальной тематике был организован МКУ «ИМЦРО» третий год подряд.

Цель семинара: познакомить участников с этапами проектной деятельности при формировании метапредметных результатов, исходя из опыта работы педагогов, и продемонстрировать методические разработки, проектно-исследовательские работы и мастер-классы на практической части в подгруппах по секциям («Начальная школа», «Дополнительное образование», «Биология», «География»), с последующим обсуждением и рефлексией на круглых столах.

Ожидаемый результат. В ходе пленарной части семинара участники познакомятся с организацией проектной деятельности в соответствии с требования ФГОС, исходя из опыта работы МБОУ СОШ №66. Обоснуют жизненный цикл проекта и учебный процесс: взаимосвязь и результаты деятельности, исходя из видения ученых ФГБУН «Институт земной коры». Впервые узнают о реализации направлений Геоквантум и Биоквантум детского технорпарка «Кванториум Байкал». Посетив в практической части по секциям мастер-классы педагогов школ №№ 6, 10, 17, 19, 27, 34, 43, 53, 63, 66, 71, 80, лицея №3, гимназии №3, лицея № 36 ОАО «РЖД», ПЖГ приобретут практический опыт организации проектной деятельности, с последующим обсуждением и рефлексией на круглых столах. Организация творческой группы педагогов по проектной деятельности как реализации требования ФГОС и критериям ее оценивания.

Федоров Вячеслав Федорович, директор СОШ№66 приветствовал участников семинара, пожелав плодотворной работы. В пленарной части Гладков Антон Андреевич, кандидат геолого-минералогических наук, ФГБУН «Институт земной коры» Сибирского отделения Российской академии наук представил доклады по темам; «Жизненный цикл проекта и учебный процесс: взаимосвязь и результаты деятельности» и «О реализации направлений Геоквантум и Биоквантум детского технорпарка «Кванториум Байкал», демонстрируя связь науки и школы. Кудрявцева Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР (НМР и ИКТ) МБОУ СОШ № 66 показала организацю проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы и в соответствии с требования ФГОС из опыта работы представила организацию проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы и в соответствии с требования ФГОС.

Далее состоялась практическая работа в подгруппах по секциям: «Начальная школа», «Дополнительное образование», «Биология», «География».

В ходе семинара работали четыре круглых стола по секциям: «Начальная школа», «Дополнительное образование», «Биология», «География», на которых педагоги обсудили представленные методические разработки, мастер-классы, проектно-исследовательские работы и вынесли решение в анкетах (138 респондентов). Полезный процент полученной информации составил от 90 до 100%. Наибольший интерес вызвали следующие новые сведения:

  • реализация направлений «Геоквантум» и «Биоквантум» детского технорпарка «Кванториум Байкал»;
  • экскурсия «Природа родного края в литературных произведениях В.Распутина и М.Сергеева для 4-х классов»;
  • подготовка учебного проекта на примере изучения природы родного края на уроках английского языка;
  • подготовка учащихся начальной школы к научно – практическим конференциям как результат формирования навыков проектной деятельности;
  • применение игровых технологий во внеурочной деятельности: игра – лото «Растения Прибайкалья»;
  • экологическая эстафета на трёх языках;
  • проектная деятельность учащихся 9-11 классов по биологии и экологии;
  • воспитание духовности через преподавание курсов «Байкаловедения: увидеть – не значит узнать…»;
  • организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию;
  • эколого-краеведческая экскурсия «Старая крепость зовет!»
  • создание условий для экологической грамотности учащихся через игровые технологии. Проект-игра «Вода вокруг нас»;
  • практико-ориентированный экологический проект как средство формирования УУД;
  • проектно и исследовательские методы;
  • программа руководства и сопровождения итогового индивидуального проекта;
  • проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении учащихся;
  • проблематика и целеполагание в проектной и исследовательской деятельности учащихся;
  • экологическая тропа «Любимое место отдыха Иркутян».

Большой интерес вызвал фрагмент урока в 5 классе «Приемы интегрирования на уроках биологии и русского языка по теме «Клетка». Многих заинтересовали проектно-исследовательские работы: «Вода»; «Скит – дизайн»; «Исследование малых водных объектов Прибайкалья на предмет их сохранения».

Практикумы: «Фенологические наблюдения на территории школьного дендрария» и «Фенологические наблюдения в 5-6 классах как основа исследовательской деятельности» вызвали особый интерес, поскольку были проведены в реальных условиях на территории школьного дендрария. А практикум «Использование космоснимков в работе с обучающимися» позволил овладеть приемами использования космоснимков в проектной деятельности.

Поставленная цель семинара выполнена: участники познакомились с этапами проектной деятельности при формировании метапредметных результатов, исходя из опыта работы педагогов 17 образовательных организаций города. На секциях были представлены 14 методических разработок, две проектно-исследовательские работы, 6 мастер-классов, 4 доклада о взаимосвязи и результатах проектной и учебной деятельности, 1 фрагмент интегрированного урока биологии и русского языка по теме «Клетка», 3 практикума.

Исходя из практических рекомендаций, сформулированных на секциях, следует, что подобные семинары по обобщению опыта проектной деятельности педагогов с начальной школы и, далее, биологии, географии, экологии в урочной и внеурочной деятельности следует продолжить в дальнейшем. Опыт работы педагогов основного и дополнительного образования, а также активное сотрудничество с учеными дает положительные результаты в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, что в настоящее время пока вызывает определенные трудности. Согласно новым образовательным стандартам педагогам необходимо владеть многообразием форм и методов обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п., а также владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. Крайне необходимо развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

В работе семинара активное участие приняли научные сотрудники ФГБУН «Институт земной коры» и СИФИБР СО РАН, педагоги дополнительного образования и учителя школ города Иркутска. Сформирована рабочая творческая группа по проектной деятельности с целью оказания адресной практической помощи педагогам.

  1. Глызин Александр Витальевич, к.б.н. – научный руководитель.
  2. Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., заместитель директора Байкальского музея лимнологического института СО РАН.
  3. Гладков Антон Андреевич, к.г-м.н, ФГБУН «Институт земной коры» СО РАН.
  4. Иванова Мария Владимировна, к.б.н., СИФИБР СО РАН.
  5. Быченко Татьяна Михайловна, к.б.н., ПДО, учитель биологии и экологии МБОУ СОШ №66.
  6. Бартыш Тамара Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель географии МБОУ СОШ №66.
  7. Кудрявцева Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР (НМР и ИКТ) МБОУ СОШ № 66.
  8. Ковшарова Татьяна Владимировна, к.п.н., учитель биологии МБОУ гимназия №3.
  9. Самойличенко Наталья Владимировна, к.п.н., педагог МКУ «ИМЦРО».
  10. Ильина Татьяна Юрьевна, председатель ГМС учителей географии.
  11. Яковлева Нина Филипповна, председатель ГМС учителей биологии.
  12. Штанько Татьяна Юрьевна, учитель биологии МБОУ СОШ №53.
  13. Кунаева Лариса Зиновьевна, учитель географии Лицея №36 ОАО «РЖД».
  14. Парилова Надежда Борисовна, учитель географии МАОУ Лицей ИГУ
  15. Кудрявцева Юлия Николаевна, учитель географии МБОУ СОШ №75.
  16. Козлова Елена Алексеевна, учитель географии МБОУ СОШ №77.
  17. Аптекина Лариса Александровна, методист МКУ «ИМЦРО».

Читайте также:

Министерство образования РФ
Министерство образования ИО
Департамент образования Администрации Иркутска
Администрация Иркутска